Транспортный каркас: в России формируют опорную сеть дорог

 В 2021 году начались работы по формированию опорной сети автомобильных дорог России, в которую войдут трассы федерального, регионального, межмуниципального и местного значения. О том, зачем нужна опорная сеть дорог, какие предусмотрены этапы реализации программы — в специальном материале «ДорИнфо».

В августе прошлого года заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин провел заседание президиума Правительственной комиссии. Тема — региональное развитие, в ходе которого поручил сформировать предложения развития опорной сети дорог на перспективу до 2023 года. «Сегодня особенно важно создать опорную сеть дорог страны. Прошу Минтранс, Минэкономразвития и Минфин совместно с регионами сформировать предложения по опорной сети автомобильных дорог на перспективу до 2035 года», — сказал тогда вице-премьер.

Позже, в ноябре 2020 года, в рамках форума «Транспортная неделя — 2020» в Москве Марат Хуснуллин отметил, что формирование опорной сети необходимо для понимания того, какие трассы имеют федеральное, региональное и муниципальное значение, какие у дорожных объектов сроки строительства и ремонта, а также добавил, что благодаря дорожному каркасу все объекты будут увязаны между собой.

К работам по созданию опорной сети приступили в 2021 году. Согласно решению, которое было принято 29 апреля на заседании президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ, сейчас Росавтодор проводит активную работу с субъектами страны по формированию сбалансированных программ дорожной деятельности на 2021 год и плановый период 2022-2024 годов, в том числе опорной сети автомобильных дорог.

Какие трассы включат в опорную сеть?

Как рассказали корреспонденту портала «ДорИнфо» в пресс-службе Росавтодора, опорная сеть автодорог — это каркас национальной автомобильно-дорожной сети РФ, который обеспечивает устойчивые транспортные связи между основными точками генерации транспортного спроса, городскими агломерациями, аэропортами, морскими и речными портами, железнодорожными станциями, пограничными пунктами пропуска, входящими в соответствующие опорные сети.

«В отношении автодорог Опорной сети независимо от уровня собственности проводится скоординированная на единых принципах политика развития. Основополагающая цель формирования опорной сети автомобильных дорог — это пространственное развитие Российской Федерации и, безусловно, повышение качества жизни граждан», — подчеркнули в пресс-службе ФДА.

Трассы для включения в состав опорной сети отбирают по определенной системе критериев, которые отражают обеспечение связанности территории, значимость автомобильных дорог для улучшения качества жизни в регионах, а также доступность точек генерации трафика. Кроме того, учитывается их загруженность: наиболее востребованы дороги с интенсивностью движения более 10 тыс. машин в сутки.

«При этом для учета территориальной неравномерности расселения были применены корректирующие понижающие коэффициенты по субъектам РФ, рассчитанные на основе баланса численности автомобильного парка и протяженности дорожной сети», — подчеркнули в пресс-службе Росавтодора.

Три этапа развития опорной сети автодорог

По информации пресс-службы ФДА, план развития опорной сети включает в себя три последовательно реализуемых этапа: базовый (2021 год), расширенный (до 2024 года) и прогрессивный (до 2035 года).

На базовом этапе дорожный каркас сформирован из существующих дорог федерального и регионального значения, которые соответствуют установленным критериям. Опорная сеть связывает Москву и столицы субъектов России, столицы соседних субъектов России между собой, города с населением более 100 тыс. жителей, городские агломерации — центры экономического роста, опорные узлы железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, а также автомобильные пункты пропуска через государственную границу.

Протяженность опорной сети на базовом этапе составит 138 тыс. км — это 61 тыс. км федеральных дорог и 77 тыс. км региональных, из которых 14 тыс. км планируют принять в федеральную собственность.

На расширенном этапе дополнительно будет учитываться дорожная сеть 105 агломераций — это города с численностью населения свыше 200 тыс. человек. В итоге протяженность опорной сети на расширенном этапе составит 195 тыс. км, где 61 тыс. км федеральных трасс, 77 тыс. км — региональных и 57 тыс. км — местных.

Реализация прогрессивного этапа дополнительно учитывает связи с крупными административными центрами муниципальных районов и сельскими населенными пунктами, туристическими кластерами, моногородами со стабильной социально-экономической ситуацией (3 категории), крупными промышленными предприятиями. На этом этапе протяженность опорной сети достигнет 270 тыс. км.

Базовый этап Расширенный этап Прогрессивный этап
Сроки 2021 До 2024 До 2035
Что связывает опорная сеть Существующие федеральные и региональные трассы, которые соответствуют установленным критериям;

ОС связывает Москву и столицы субъектов РФ;

столицы соседних субъектов РФ между собой;

города с населением более 100 тыс. жителей;

городские агломерации — центры экономического роста;

опорные узлы железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта;

автомобильные пункты пропуска через госграницу

Базовый этап + дорожная сеть 105 агломераций — это города с численностью населения свыше 200 тыс. человек Базовый этап + расширенный этап + связи с крупными административными центрами муниципальных районов и сельскими населенными пунктами, туристическими кластерами, моногородами со стабильной социально-экономической ситуацией, крупными промышленными предприятиями
Протяженность 138 тыс. км: 61 тыс. км федеральных трасс, 77 тыс. км региональных дорог 195 тыс. км: 61 тыс. км федеральных трасс, 77 тыс. км региональных дорог, 57 тыс. км местных дорог 270 тыс. км дорог

О плюсах формирования опорной сети автодорог

В мае-июне этого года в ФДА проводились совещания, где субъекты РФ презентовали свои трехлетние программы дорожной деятельности, предусматривающие приоритетное развитие и приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, включаемых в опорную сеть автодорог РФ. В проектах представлены пообъектные перечни мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту, которые планируют реализовать в период с 2022 по 2024 годы. Также в документах указаны стоимостные и количественные параметры с разбивкой по годам и источникам финансирования.

На совещаниях присутствовали руководители подведомственных Росавтодору учреждений — ФКУ, профильных ведомств субъектов РФ, представители ГК «Автодор», ФАУ «РОСДОРНИИ», ассоциации «РАДОР». Постоянным консультантом выступал Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

«Региональные программы дорожных работ до 2024 года должны содержать все объекты дорожной деятельности (федерального, регионального, местного значения), которые планируются к реализации в указанный период исходя из предусмотренных на момент формирования программы дорожной деятельности объемов финансирования. Должно быть обеспечено безусловное достижение целевых показателей, предусмотренных для субъекта в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», — рассказали в пресс-службе ФДА.

Формирование и реализация регионами дорожных программ на период с 2022 по 2024 годы должна обеспечить доступ к новым территориям для жилищного строительства, оптимизацию маршрутов и снижение загруженности дорог, стратегическое развитие (в частности, выезд из Хакассии в Кузбасс и на Алтай, соединение Якутского транспортного узла, освоение новых территорий) и улучшение транспортной доступности ключевых точек входа международных транспортных коридоров.

В пресс-службе Росавтодора подчеркнули, что, благодаря формированию опорной сети автодорог граждане получат комфортные и безопасные поездки для работы и отдыха, бизнес — сокращение времени доставки грузов с повышением уровня безопасности, а в целом страна сможет в полной мере реализовать транзитный потенциал.

«Проекты опорной сети автодорог — не статичный продукт. Федеральным дорожным агентством предусматривается, что программы субъектов будут развиваться, дополняться в зависимости от изменения условий экономики. При наличии предложений по дополнительным дорогам со стороны субъекта РФ, необходимо обосновать необходимость включения таких дорог в опорную сеть в соответствии с установленными критериями», — отметили в пресс-службе Росавтодора.

Источник: dorinfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *